Завод им. Менделеева - высокая цена Победы
Ярославскому ОПНМЗ имени Менделеева в Тутаевском районе
уже более 140 лет. Особенно важную роль он сыграл во время Великой Отечественной войны
Одна надежда - ярославцы!
Вторая мировая война в полном смысле слова стала «войной машин». Решающая роль в достижении успехов на фронте, как правило, зависела от четкой работы военной техники - самолетов, танков, бронемашин, боевых кораблей, а также всех видов транспорта. Но техника без горюче-смазочных материалов - это бесполезные груды металла. Поэтому надежное обеспечение фронта моторным топливом и смазочными материалами стало обязательным условием успешной борьбы с врагом, а затем - и Победы в Великой Отечественной войне.

Критическая ситуация для СССР сложилась в первой половине войны, когда немцы целенаправленно стремились захватить нефтяные ресурсы Страны Советов, лишить Красную армию и флот горюче-смазочных материалов. Бакинские нефтеперерабатывающие заводы были отрезаны, поскольку прервался железнодорожный путь через Сталинград. Грозненские НПЗ не работали.

В итоге тяжесть снабжения армии и флота на всем протяжении линии фронта - от Заполярья до Северного Кавказа! - легла на ярославцев, работников завода имени Менделеева.

В то время предприятие называлось заводом №406. Построенные в предвоенные годы новые установки и цеха позволили ему стать поставщиком для фронта авиационных масел, консистентных смазок, автомобильного бензина, топочного мазута и битума. Учитывая особое значение этой продукции для Красной армии и флота, сырье для нее поставлялось по железной дороге составами с литерой «А».

Сразу скажем: менделеевцы справились с невероятно сложной задачей. За годы войны объем переработки нефти на заводе увеличился на 20%, несмотря на интенсивные бомбежки предприятия в 1942-1943 годах. Но результат этот был достигнут потом и кровью.

Трудовой подвиг

С началом Великой Отечественной войны сотни работников завода ушли на фронт. А само предприятие перешло на военное положение. Дефицит кадров восполняли всеми возможными методами: вновь приступили к работе специалисты, ушедшие на пенсию по возрасту или инвалидности, а в ремесленном училище ускоренно готовили новых рабочих.

Возникали и другие проблемы. Например, для производства консистентных смазок традиционно использовались подсолнечное, льняное, хлопковое и другие пищевые растительные масла, а также животные жиры. Но во время войны продовольствие приобрело невероятную важность и цену! Понимая это, группа инженеров-исследователей во главе с В.И. Несмачной разработала и освоила способ производства с использованием канифоли, а ее, как известно, получают из смолы хвойных деревьев и измельченной древесины. Этот способ затем был успешно внедрен и на других НПЗ. Сам Дмитрий Иванович Менделеев наверняка оценил бы талант своих преемников!

Из-за оккупации ряда районов страны завод лишился поставщиков обожженной извести и отбеливающих земель. Чтобы получать их, дело дошло до разборки фундаментов зданий, заложенных перед войной… В результате интенсивных поисков нужное месторождение было открыто под Сызранью, что позволило продолжить выпуск масел контактной очистки - в этом приняла участие целая группа работников предприятия.

Когда выяснилось, что для авиационных двигателей воздушного охлаждения не хватает специальных смазок, для увеличения объемов их выпуска завод №406 в короткий срок выстроил новый консталиновый цех.

В самое сложное время, когда Красной армии не хватало средств противотанковой борьбы, группа рационализаторов завода во главе с Н.Б. Семеновым разработала рецептуру зажигательной смеси для уничтожения вражеских танков. Получив положительные результаты, партию зажигательной смеси отправили на фронт, а рецептуру передали другим предприятиям страны.

Вообще, в годы войны в полной мере проявились как трудолюбие и упорство, так и таланты коллектива. В совершенствовании производства огромную роль сыграли рационализаторские предложения работников, к примеру, в 1943 году их поступило 200!

Замечательные специалисты, глубоко разбиравшиеся в тонкостях технологии, обеспечили не только восстановление разрушенных при бомбежках объектов, но и ввод новых, а также модернизацию существовавших установок. Это позволило наращивать объемы выпуска продукции. И обеспечивать ее качество, необходимое армии и флоту.

Необходимо отметить, что с июня 1943 года директором завода стал Алексей Иванович Сорокин. Об уровне квалификации этого человека говорит тот факт, что впоследствии он работал заместителем министра нефтяной промышленности СССР, заместителем председателя Государственного производственного комитета газовой промышленности, заместителем министра газовой промышленности СССР, заместителем министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

За самоотверженный труд в годы войны 102 менделеевца были награждены орденами и медалями. А после победы медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» получили более 1000 работников предприятия.

Воздушная тревога
Еще в самом начале Великой Отечественной стало очевидным, что менделеевский завод становится стратегическим предприятием, а значит, наверняка станет целью для немецких бомбардировщиков.

Прогноз сбылся. Особенно тяжелыми налеты и бомбежки гитлеровцев были весной 1942 и 1943 годов.

Так, 23 марта 1942-го на завод было сброшено 12 бомб весом от 50 до 250 кг, возник пожар в шестой котельной. А 29 марта 1942-го во время авианалета погибли на своих постах теплотехник Л.И. Козлов и юная бригадир нефтекачки Люба Калагаева…

Разрушений от бомбежек было много - по тем временам ущерб оценили в 7 млн рублей. Но при этом благодаря героизму военизированной пожарной охраны и формирований ПВО пожары удавалось вовремя ликвидировать. Бойцы действовали слаженно, не было ни паники, ни растерянности.

Например, в результате налетов 18-19 августа 1943 года загорелось кубовое отделение установки №30, начался пожар в бензопарке. Прямыми попаданиями 50-килограммовых бомб были разрушены два резервуара. Образовалось сплошное море огня, который распространялся со страшной скоростью. Несмотря на продолжавшийся обстрел, личный состав пожарных завода и прибывших на помощь пожарных из Ярославля и Тутаева сражался с огнем. Потушить пожар удалось лишь через 11 часов.

Процитируем воспоминания Елены Афанасьевны Тихомировой (она работала на железнодорожной ветке):

- Во время тревоги ни в коем случае нельзя было покидать рабочее место. Нужно было срочно выводить за пределы завода цистерны, налитые маслом и бензином. Часто это приходилось делать тогда, когда зенитные орудия вели обстрел. Освещения на заводе не было, все работы в вечернее и ночное время велись в потемках. Но при этом паровозосоставительные бригады трудились ритмично, без срывов. На погрузо-разгрузочных работах были в основном женщины.

С налетами боролись не только средствами ПВО. Чтобы сбить с толку немецких летчиков, был замаскирован не только весь завод, но и поселок Константиновский. А в восстановлении разрушенных объектов нефтехимикам помогали все предприятия Ярославской области. С особой благодарностью здесь вспоминают работников Ярославского паровозоремонтного завода (ныне - Ярославский электровозоремонтный завод имени Б.П. Бещева) и железнодорожников - с Северной железной дороги доставили 9 паровозов, которые работали как временная котельная, когда была разрушена котельная завода.

Отметим, что большая помощь для восстановительных работ поступала из Ставки Верховного Главнокомандования, а об их ходе руководство предприятия ежесуточно докладывало в наркомат и Государственный Комитет Обороны (как известно, Ставку и ГКО возглавлял И.В. Сталин).

Всё - для победы!
В годы войны деятельность заводчан не ограничивалась только работой на предприятии. Когда враг был рядом, менделеевцы рыли окопы вдоль Волги - в сорокаградусные морозы, с «сухим пайком» - куском промерзшего хлеба, который, проткнув палочкой, размораживали на костре.

В здании средней школы поселка Константиновский в годы войны был размещен госпиталь. Как родных братьев и сыновей встречали менделеевцы раненых бойцов. Приносили в госпиталь постельное белье и посуду, женщины убирали помещения, работали санитарками и медсестрами. А дети заводчан устраивали солдатам концерты, помогали писать письма.

«Мы не дрогнем в бою за Отчизну свою!»
Сотни работников завода встали на защиту Отечества. 432 из них отдали за Победу свои жизни. Их имена высечены на плитах воинского мемориала, созданного заводчанами в память о погибших тружениках предприятия. Но это не совсем полный список - к нему по праву можно добавить имена их сыновей и дочерей, их соседей, чьи жизни тоже связаны с нефтеперерабатывающим заводом имени Менделеева и поселком Константиновский.

Яркий пример - Герой Советского Союза летчик Николай Федорович Старостин. Сегодня территория предприятия охватывает и то место, где раньше стояли дома рабочего поселка. В одном из них рос будущий Герой, родившийся в семье рабочих из Константиновского.

В 1939 году Николай Старостин был призван в Красную армию и направлен в Краснодарское военно-авиационное училище. Окончив его в 1940 году, проходил службу в бомбардировочном полку у западных границ страны.

Первый боевой вылет на бомбардировку железнодорожных станций противника совершил 22 июня 1941 года. Воевал на Калининском, Брянском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Стал настоящим мастером бомбометания. К концу войны совершил около 500 боевых вылетов. На его счету было 20 подбитых танков, бронепоезд, несколько железнодорожных эшелонов, десятки автомашин, артиллерийские батареи, дзоты, пулеметные огневые точки.

В совершенстве овладел искусством воздушной разведки в глубоком тылу врага. Более 50 раз летал в тыл врага и всегда добывал ценнейшие данные о передвижении войск противника, о скоплении танков, артиллерии, живой силы врага, о его аэродромах. Старостин по праву считался мастером аэрофотосъемки. Под его руководством была проведена аэрофотосъемка Ржевского плацдарма немцев с системой сложных укреплений и опорных пунктов. Данные разведки и фотосъемки, добытые Старостиным, широко использовались командованием при подготовке штурма ржевской обороны немцев.

В воздушном бою сбил вражеский самолет.

4 февраля 1944 г. за образцовое выполнение приказов командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство старшему лейтенанту Старостину Николаю Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 3253).

В составе своего полка участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши, штурмовал Берлин. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Капитан Старостин трагически погиб 7 мая 1945 года.

На родине, в поселке Константиновский, именем Героя названа одна из улиц. Его имя увековечено и на Аллее Героев в городе Тутаеве.

А мы с вами понимаем - отправляясь на боевые задания, отважный летчик наверняка верил в свою машину еще и потому, что знал: моторы грозной «Пешки» (двухмоторный пикирующий бомбардировщик Пе-2) будут работать надежно - об этом позаботились его земляки, работники менделеевского завода, обеспечивающие фронт авиационными маслами.
Made on
Tilda