Единственный в России
Компания «Диазоний» продолжает славные традиции переславских химиков. И производит уникальную продукцию. О предприятии нам рассказал его генеральный директор Алексей Баталов
- Алексей Аркадьевич, многие знают, что в Переславле существовал огромный градообразующий завод «Славич». Сейчас на этой площадке действуют несколько предприятий, в том числе и ваше - «Диазоний». Какую продукцию вы производите?

- Действительно, наши корни из «Славича». В 1990-х были сложные времена, да в придачу менялись технологии и просто быт. Наверняка многие ваши читатели помнят, как фотографировали на пленочные фотоаппараты, а потом печатали фотографии в ванной комнате на фотобумаге? Как слушали музыку на катушечных и кассетных магнитофонах?.. Все это производил «Славич», на котором я имел честь работать и учиться у старших товарищей. Честь им и хвала, мы и сейчас работаем во многом благодаря тому, чему они нас научили.

Да, можно ностальгировать, но прежнее осталось в прошлом. Сейчас наше предприятие производит в основном силиконизированные (антиадгезионные) материалы. Проще говоря, это разделительные подложки, или прокладки, пленки и бумаги с нанесенным кремнийорганическим (силиконовым) слоем.

- Звучит достаточно сложно. Какова конечная продукция? Мы можем увидеть ее в быту?

- Конечно. Медицинские пластыри, в детских подгузниках и гигиенических прокладках, строительные звуко- и теплоизоляционные материалы, т.е. везде, где есть липкий клеевой слой.

- Как появилось ваше предприятие?

- «Диазоний» был создан в 1994 году. Инициатива принадлежала Ивану Филипповичу Анюховскому, который возглавлял компанию «Славич». Когда в перестроечные годы для этого градообразующего предприятия наступили сложные времена, он считал правильным превратить невостребованные участки производства в «самостоятельные предприятия» - выделить их в отдельные компании, чьи акции передавались лучшим сотрудникам. Для «Славича» смысл состоял в том, что такие предприятия должны были обеспечивать сохранение корпусов в надлежащем виде - выступать в качестве «ответственных арендаторов».

Предприятие строилось и запускалось как производство пленок для микрофильмирования. Это казалось перспективным, поскольку в данном случае, в отличие от обычных фотографий, не использовалось серебро. К тому же, благодаря микрофильмированию, текст целой книги можно было вместить на страницу формата А4.

Этот план, казавшийся перспективным, не сработал, в том числе из-за развития информационных технологий. Вы ведь знаете, что сейчас в ваш мобильный телефон можно вместить не то что одну книгу - целую библиотеку. И наши предшественники начали искать другие направления работы.

Было несколько попыток «переформатирования». В итоге «Диазоний» возглавил Николай Михайлович Семененко, с которым нашему коллективу очень повезло - это был прекрасный специалист-химик, умный и сильный руководитель.

- Как на предприятие пришли вы?

- Я тоже родом со «Славича». Пришел на него сразу после школы - работал грузчиком, резчиком. Здесь же трудилась моя мама. Окончил Ярославский политех, с 1986-го работал на «Славиче» в транспортном цехе, а потом коммерческим директором компании «Славич». Когда у «Славича» сменился собственник, я принял решение об уходе. И в этот момент меня пригласил работать своим заместителем Николай Михайлович Семененко - он хотел подготовить себе преемника. Это произошло в 2004 году.

В то время у нас практически не было своего оборудования, мы арендовали его у «Славича». Но постепенно мы его выкупали, выкупали и производственные площади. А еще приобретали собственное оборудование. И наращивали производство.

- К чему вы пришли сейчас?

- У нас три основных направления производства.

Первое - это фоторезист, пленочный материал, который служит для производства печатных плат. Такие текстолитовые пластинки с токопроводящими дорожками вы можете увидеть в любых микроэлектронных приборах. Эти дорожки создаются методом травления именно с помощью фоторезиста (метод схож с фотографией), а мы являемся его единственным производителем в России. Прежде у нас был конкурент в Казани, но после кризиса 2008 года они перестали работать, а мы сумели и выстоять, и развиваться.

Второе - лента-спутник, которая также применяется в сфере микроэлектроники. Это лента для разделения полупроводниковых пластин на кристаллы, она используется в качестве носителя полупроводниковых пластин при их механической и химической обработке.

Третье и самое основное по объемам производства направление - силиконизированные (антиадгезионные) пленки и бумаги. Иначе говоря, это разделительные подложки или прокладки. Поясню на бытовом уровне: когда вы клеите самоклейку, то предварительно отрываете пленку или бумагу, защищающую слой клея. Вот мы и производим то, что вы выбрасываете. Наша продукция используется в автомобилестроении, например, для производства звуко- и шумоизоляции, в строительстве (теплоизоляционные материалы), в медицине (вы знаете, что пленкой защищается клеевой слой пластыря) и т.д. А еще - в полиграфии и рекламе, в пищевой промышленности, в оборонном комплексе и космосе, науке и сельском хозяйстве…

- Как получилось, что вы стали единственным в стране производителем продукции для микроэлектроники?

- Знаете, по объемам для нас это небольшая часть продукции. Но при этом - огромная ответственность. В данном случае «Диазоний» работает под девизом «Если не мы, то кто?»

Основной доход нам приносит производство антиадгезионных материалов. Но и здесь мы всегда работаем на клиента. Существует множество вариантов этой продукции. Например, пленки могут быть полиэтилентерефталатными, полиэтиленовыми, полипропиленовыми, металлизированными, многослойными кашированными на основе полимерных пленок, выполненными из фольги. Бумаги: крафт, офсет, каландрированные, суперкаландрированные, мелованные, легкомелованные, полиэтиленированные, мешочные, крепированные… «Диазоний» умеет делать все это. И всегда учитывать особенности каждого клиента.

- Кто составляет вам конкуренцию в производстве антиадгезионных материалов?

- В основном это зарубежные производители, но и в России достаточно желающих составить нам конкуренцию. За счет чего мы завоевали, сохраняем и расширяем свою долю рынка? Мы быстрее поставляем продукцию. А еще беремся за выполнение даже самых маленьких и специфических заказов, которые не интересны зарубежным производителям. С нами российский заказчик может сесть за стол и обсудить любые тонкости продукции, которую он хочет получить. Сравнивать нас и зарубежных производителей - это все равно что сравнивать ателье с магазином готовой одежды.

- Кто занимается этой работой?

- Наши технологи, которые разрабатывают выпускаемые материалы и умеют учитывать любые пожелания заказчика.

- Ваши конкуренты не выдержали кризиса 2008 года. А как на работе «Диазония» сказались кризисные времена, начавшиеся с 2014 года?

- Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, мы используем много импортного сырья, которое просто не производится в России. То же самое касается оборудования. С другой - из-за изменения курса валют наша продукция стала более востребованной. Объемы производства у нас выросли, и мы продолжаем наращивать темпы.

- Чувствуете ли вы государственную поддержку?

- Как вы знаете, в свое время была создана государственная корпорация поддержки малого и среднего предпринимательства. При ее содействии мы получили в банке ВТБ серьезный и достаточно выгодный кредит, который направили на развитие производства.

Достаточно часто нам предлагают меры поддержки и на уровне региона. Но, признаюсь честно, суммы там невелики, а вот отчетность сложна. При этом лишних людей, которые могли бы тратить время на работу с документами, у нас нет. Вдобавок пока не решен вопрос, может ли государство поддерживать предприятия при приобретении импортного оборудования (а российских производителей в нашей сфере просто нет). Если эти моменты прояснятся, то мы, конечно, будем рады воспользоваться мерами господдержки, как это уже делают наши коллеги, в том числе и переславцы.

- А как вы оцениваете варианты господдержки в ситуации с коронавирусом?

- Я считаю, что в условиях пандемии было бы правильным поддерживать не отдельные отрасли, не предприятия, а людей. Напрямую. Люди потратят деньги на покупку необходимых товаров. Тем самым граждане почувствуют себя увереннее, оценят свою страну, при этом будет поддержан спрос на продукцию действительно ценных и эффективных товаропроизводителей, реальной экономики, а государство получит налоги, поступления в бюджет.

Что касается работы нашей компании, то в условиях пандемии мы приняли все необходимые меры безопасности - это касается выдачи персоналу масок и перчаток, дезинфекции, замеров температуры тела и т.д. Вы и сами прошли через нашу проходную через все предписанные процедуры. К тому же специфика производства у нас такова, что воздух в цехах постоянно циркулирует, выходя за пределы цехов значительно разогретым.

- Расскажите о вашем коллективе.

- У нас есть и те, кто работает в «Диазонии» с момента его основания, и молодежь. Когда я сюда пришел, в компании работали примерно 60 человек. На данный момент численность удвоилась.

Сейчас часто ругают молодежь. Но я могу сказать, что толковых людей немало! Мы просто понимаем, что достойному человеку нужно предлагать достойную заработную плату. И возможности обучения, наставничества, профессионального роста. Тогда все будет правильно. Один хороший, обученный, позитивный и мотивированный работник сделает больше, чем несколько безынициативных низкооплачиваемых. Это касается людей любых специальностей - химика-технолога, снабженца, руководителя или слесаря и т.д. Нужно быть экономным, но нельзя быть скупым, поскольку, как известно, скупой платит дважды!

Мне очень хотелось бы отметить некоторых работников, но сложно выделить кого-то - многие работают на «отлично», и, выделяя одних, можно обидеть других, которые работают не менее хорошо. Несколько молодых ребят пришли на «Диазоний» на рабочие должности, окончили заочно университеты, получили высшее образование и сейчас работают руководителями разного ранга. Они знают и любят свое дело, им интересна выполняемая работа. На таких сотрудников мы делаем ставку на будущее, а сейчас на таких энтузиастах держится наше производство. При необходимости они не считаются со временем, не боятся сложностей, им интересно работать друг с другом и с клиентами - входить в тонкости их пожеланий, находить нужные решения. И клиенты видят и ценят такое отношение наших сотрудников к своей работе.

Что еще отличает наш коллектив от прочих равных? Считается, что семья крепка своими традициями. Так вот, уверен, что и наш производственный коллектив крепок, в том числе благодаря исторически сложившимся традициям. А их немало. Это помнить и чтить своих ветеранов, внесших немалый вклад в развитие предприятия, это и прекрасная традиция отмечать наш профессиональный праздник - День химика - на природе не только производственной семьей, но и с членами их семей, это и вечная память и уважение к заслугам членов семей сотрудников ветеранов - участников ВОВ. В фойе предприятия к 70-летию мы торжественно открыли Стену памяти, продолжаем дополнять ее новыми фото родственников вновь пришедших работников. Есть у нас и добрая традиция - начало нового календарного года (1 января) проводить с коллегами на природе или на лыжне.

- Зачастую работодатели жалуются на качество подготовки молодых специалистов в учебных заведениях…

- Омоложение коллектива для нас - актуальная тема. И оно происходит естественным путем. Мне запомнилась мысль моего старшего коллеги по «Славичу» Николая Дмитриевича Шилова. Сейчас он возглавляет завод «ЛИТ». Николай Дмитриевич сказал, что хочет видеть молодых людей с хорошим общим образованием, умеющих и желающих учиться. А тонкостям работы на конкретном участке такого толкового и позитивного человека можно научить на производстве. Действительно, сейчас на каждом серьезном предприятии есть свое специфическое оборудование - его спектр в промышленности невероятно широк. Ни одно учебное заведение в этих условиях не может предложить работодателю готового специалиста. Поэтому наш подход таков: мы отбираем лучших, а затем тестируем и обучаем их на производстве. При этом я очень ценю хорошее базовое образование. В процессе его обретения человек учится думать, трудиться, нести ответственность, общаться. На этой основе в дальнейшем можно выстроить все что нужно. Вторая очень ценная для меня вещь - общение с коллегами. И даже с людьми других профессий и специальностей, представителями других компаний и сфер. В этом общении можно находить решения, к которым сам ты бы не пришел.

- Вы сказали, что омоложение коллектива у вас идет «естественным путем». Что это значит?

- Мы все не молодеем, и в какой-то момент люди уступают свое место новым сотрудникам, уходят на заслуженный отдых. Вопрос в том, как это происходит. Действительно любящий и знающий свое дело человек всегда желает передать кому-то свои знания, опыт, мастерство. И меня радует, когда ко мне приходит человек и говорит: «Алексей Аркадьевич, дайте-ка мне толкового парня. Хочу его научить». Радуют и ситуации, когда работник говорит мне: «Слушайте, я не хочу учить этого человека. Ему не интересна наша работа, поэтому мне с ним скучно. Давайте подберем другого». Так происходит «естественный отбор», так формируется слаженный коллектив, работает институт наставничества.

Мне нравится, как мои коллеги относятся к себе и к работе. Показательный случай: недавно с Центром занятости мы проводили программу переобучения работников предпенсионного возраста, кстати, это одна из форм гос-поддержки. Они осваивали управленческие компетенции. Я попросил, чтобы на занятиях могли побывать и другие сотрудники. В итоге посещаемость была очень высокой. Пришли не только мастера, пришли и совсем молодые сотрудники. Значит, они видят перспективу, смотрят в будущее, строят его. Это здорово, это достойно!

Пользуясь случаем, в преддверии наступающего Дня химика поздравляю всех наших сотрудников с профессиональным праздником, благодарю за отличную совместную работу на благо коллектива и предприятия. Желаю непременно здоровья, оптимизма, ни в коем случае не останавливаться на достигнутом, благополучия семейного, отличного настроения и простых человеческих радостей в наше непростое время!
Made on
Tilda