Незаконченная книга
О науке и жизни мы побеседовали с и.о. ректора ЯГТУ Еленой Степановой
Елена Степанова и ученые ЯГТУ.
- Елена Олеговна, что такое наука лично для вас? Как и когда вы поняли, что это - то, чем вы будете заниматься?

- Альберт Эйнштейн говорил, что наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Человек любопытен по природе своей, отсюда происходит наше желание узнавать, искать, исследовать.

В 10-м классе преподаватель обществоведения дала мне задание подготовить доклад на тему «Технократические теории в современной западной философии». Тема была сложной, а форма доклада - непонятной. Как «упаковать» в 15 минут все те книги, которые было необходимо прочитать и обобщить? Как выделить главное и, собственно, что сказать этим докладом своим 16-летним одноклассникам? Мне кажется, это был первый мой опыт работы с источниками, структурирования и обобщения знания. Собственно говоря, научное исследование имеет те же признаки и этапы: определение объекта исследования, постановка гипотезы, наблюдение, обработка полученной информации...

Я не исследователь по своему основному виду деятельности, но периодически возвращаюсь к исследованиям (дипломные работы по завершении университета и магистерской программы, подготовка кандидатской диссертации, постоянная экспертно-аналитическая работа в рамках своей управленческой деятельности).

- Мы живем в условиях усложняющегося мира - социальных и экономических проблем, пандемии, санкций, жесткой конкуренции и т.д. Вы можете привести примеры того, как наука позволяет находить правильные решения и инструменты, чтобы эффективно отвечать на новые вызовы времени - в экономике, общественной и даже частной жизни?

- Решения и инструменты - это, скорее, прикладной результат. Именно с ним мы ассоциируем пользу для общества и себя лично. Но не надо забывать, что любое прикладное решение всегда основано на результатах научных исследований, включающих накопление информации, знаний, их структурирование, обобщение, аналитику, поиск и выработку возможных вариантов использования этих результатов. Самый очевидный пример - современные информационные технологии в широком их понимании. Мы пользуемся порталом Госуслуг; ездим по дорогам с регулируемым движением, построенным на основе алгоритмов; пользуемся банковскими картами, оплачивая покупки; пользуемся мобильной связью и интернетом.

В медицине, например, это разработка вакцин. В инженерии - беспилотные транспортные средства. Примеры бесконечны.

- Каким вы хотели бы видеть Год науки и технологий в применении к вашей сфере деятельности (шаги государства, взаимодействие с партнерами)?

- Сразу оговорюсь: я бы хотела говорить не про Год науки и технологий, но про постоянную информационно-просветительскую работу по популяризации науки и технологий. Почему? Это то, о чем мы говорили выше: цивилизация развивается благодаря науке и технологиям. И необходимо транслировать это для широкого сообщества, делать акцент не на «пользовательских интерфейсах готовых решений», а на том, что за каждой технологией, полезным решением (в том числе и на бытовом уровне) стоят Исследование и Знание.

В Год науки и технологий мы - технический университет - будем продолжать проводить широкий спектр мероприятий для самых разных сообществ: школьников, студентов, широкой общественности. Это лекции об истории развития науки, тенденциях и трендах, мастер-классы, хакатоны для вовлечения в решение прикладных задач, олимпиады (с акцентом на междисциплинарность) и многое другое.

Все мероприятия мы проводим с привлечением и активным участием наших партнеров - высокотехнологичных предприятий, федеральных структур - организаторов конкурсов и олимпиад. Но в этом году усилим просветительскую линию с помощью коллег из библиотек и музеев Ярославля и области.
Made on
Tilda