Борок: спасенное детство
Накануне майских праздников в поселке Борок прошел семинар «Развитие межрегионального проекта «Спасенное детство» в Некоузском районе Ярославской области»
Начало - в детских письмах

Межрегиональный проект «Спасенное детство» в 2018 году был запущен уполномоченным по правам человека в Пермском крае Павлом Миковым и первым уполномоченным по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланой Агапитовой. Затем к нему присоединились уполномоченные по правам человека и по правам ребенка в Ярославской области Сергей Бабуркин и Михаил Крупин. Цель проекта - сохранение памяти и открытие страниц общей истории, связанной с детьми, эвакуированными из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Семинар в Борке прошел при поддержке Института развития образования Ярославской области.

История рождения проекта проста и трогательна. Павел Миков, будучи в то время пермским детским омбудсменом, во время командировки увидел в одном из детских учреждений коробку с письмами. Преподаватели пояснили, что во время войны их написали своим близким дети-блокадники. Поскольку никто не знал, по каким адресам отправлять письма, их складывали в коробочку и хранят до сих пор... Уже давно нет на свете адресатов, ушли из жизни и большинство авторов писем, а вот их детские эмоции живут - в старательно выведенных строчках, в рисунках.

С этого и началась работа по восстановлению истории спасения детей-ленинградцев, к которой подключилось большое количество взрослых и детей в Пермском крае, Петербурге и Ярославской области.

Ленинград - Некоуз - Молотов

Вот что рассказал нам приехавший в Борок инициатор проекта «Спасенное детство» Павел Миков:

- В годы Великой Отечественной войны более 400 тысяч человек были эвакуированы в Молотов (сейчас это город Пермь) из Ленинграда, Москвы и других городов. Среди них было много детей. Стояла задача - создать на новом месте детям все условия нормальной жизни, сохранить их здоровье, окружить вниманием и заботой, чтобы они учились, не чувствовали себя одинокими и заброшенными.

В Чернушинский район Молотовской области прибыло 2 тысячи детей. В музее истории школы №5 сохранились уникальные материалы - свидетели жизни ленинградских детей в эвакуации: рисунки, фотографии, стихи, письма, воспоминания. Это подлинные документы, собранные в результате многолетней поисковой работы.

Именно они стали основой для создания межрегионального проекта «Спасенное детство», основная идея которого состоит в предоставлении возможности современным школьникам Санкт-Петербурга, Ярославской области и Пермского края по-новому прикоснуться к миру своих сверстников, прошедших тяжелый путь взросления в военный период, - сквозь призму творчества детей войны, осмыслить сложный исторический период.

Насколько мы сейчас знаем, более 150 детских учреждений из Ленинграда принял в первые месяцы Великой Отечественной войны Ярославль. Когда фашистские войска стали бомбить Ярославскую землю, самый «ценный груз» - детей отправили к нам, на Урал, в Прикамье.

Сегодня школьники из Санкт-Петербурга, Пермского края и Ярославской области ищут и рассказывают истории вернувшихся в город на Неве воспитанников Легаевского интерната, школьники из Чернушки бережно хранят рисунки детей того времени.

Проект «Спасенное детство» активно развивается. И вот теперь пермяков гостеприимно встретила Ярославская земля. В поселок Борок на семинар «Развитие межрегионального проекта «Спасенное детство» в Некоузском районе Ярославской области» вместе со мной приехала целая делегация Прикамья - педагоги и учащиеся из Чернушки, Октябрьского, Краснокамска, Кишерти, Чусового, Лядова Пермского района. Вместе с коллегами из Санкт-Петербурга и Некоузского района Ярославской области мы обсудили результаты поисковой деятельности и перспективы развития сотрудничества по проекту «Спасенное детство», наметили новые горизонты исследований.

На Некоузской земле

Эвакуированные 29 июня из Ленинграда дети и их педагоги уже 30 июня 1941 года прибыли на вокзал села Некоуз. Как видим, все делалось достаточно четко, организованно, быстро.

В Некоузе ленинградцев встречали «представители местных советских и партийных организаций». Для отдыха детей подготовили школьные помещения, горячее питание обеспечивала столовая. Деревянное здание школы в селе Новый Некоуз, принявшей ленинградских ребят, сохранилось, в 2019 году его осмотрели юные исследователи из Санкт-Петербурга. А вот здание вокзала было уничтожено немецкими бомбардировщиками 18 октября 1941 года, тогда там погибли 150 человек.

Пассажиров прибывшего поезда распределили по разным деревням, выделив дома для проживания. Поначалу жизнь детей в эвакуации почти не отличалась от жизни на даче - они играли, отдыхали, ходили в лес за грибами и шишками для самовара, писали письма родным, играли. Но затем война дала о себе знать - фашисты начали бомбить железную дорогу. А потом школьников отправили помогать взрослым на покосе и уборке урожая.

Поскольку бомбежки происходили все чаще, 28 октября 1941 года Исполком Ярославского областного Совета депутатов трудящихся принял решение «Об эвакуации детей Ленинграда из Ярославской области». Детей из Некоузского района предписывалось вывезти водным транспортом в Молотовскую область (сейчас - Пермский край). 30 и 31 октября 1941 года два парохода на станции Волга должны были принять на борт и эвакуировать 4062 детей и 600 человек обслуживающего персонала.

Так и было сделано.

Впрочем, и в последующие годы Некоузский район принимал блокадников.

Так, 6 марта 1943 года в Некоуз пришли подводы с маленькими и юными блокадниками, которых по «Дороге жизни» вывезли из Ленинграда. Тогда приехали 113 детей в возрасте от 6 до 13 лет, в том числе 105 школьников. Но это еще одна история.

Глазами очевидцев (из «Справки о ЛеГаевском интернате»)

«До Великой Отечественной войны этого интерната не было. Он организовался тогда, когда пришлось вывезти детей Ленинграда в эвакуацию в тыл».

«Стали поступать новые дети, отцы которых уходили на фронт, а матери устраивались работать или уезжали на оборонные работы. С чувством полной любви, заботы и ласки принимали мы маленьких граждан. Пели им лучшие песни, давали лучшие игрушки, рассказывали лучшие рассказы и сказки. Ведь отцы их ушли на фронт защищать нашу Родину. Надо было облегчить детям разлуку с любимым человеком. Воспитательная и педагогическая работа шла нормально, только тематика игр детей изменилась. Стали преобладать игры на военную тему. Воспитатели готовили детей быстро одеваться и пройти в бомбоубежище, проводили новые интересные игры на быстроту, внимание, ориентировку и храбрость. Чаще стали слышны разговоры о дружбе, взаимопомощи, о любви к малышам».

«Утром 29 июня 1941 года были поданы автобусы. Проверка списков детей и взрослых. Погрузили вещи. Едем на Московский вокзал».

«Перед отъездом из Ленинграда мы попросили родителей вышить на детских рубашечках полностью фамилию, имя и отчество ребенка, год, месяц и число рождения. Полный и точный адрес. Все родители это сделали… Некоторые эти рубашечки были возвращены родителям по приезде детей в Ленинград. Это было 11 июля 1945 года. Кто знал, что этот отъезд из родного города продлится 4 года!»

«Только в пути узнали, что едем на станцию Некоуз Ярославской области, а там будет расселение по деревням».

«Уже в середине лета мы стали замечать подозрительные разведывательные самолеты опасного врага».

«Когда начались налеты, недалеко от нашего дома в поле упал сбитый русский самолет. Еще у нас неподалеку от дома разбомбили поезд. Туда наши воспитатели ходили помогать раненым».

«Был разбит вокзал на станции, там погибло много людей. Бомбили железную дорогу, а наша деревня находилась в полкилометре от нее. Высаживались десанты. Мы обо всем этом давали сигналы в наш центр, тогда в городе Ярославле».

«Подошел сентябрь. Пора в школу! Но ходить долго не пришлось. Были все направлены на уборку урожая (воспоминания Валентина Трыкова)».

«1 октября 1941 года школьники пошли в школу, которая располагалась на станции Некоуз, за 4 километра от дома. В школу пошли с удовольствием!»

«Однажды, придя в школу, мы узнали, что там госпиталь и занятия полностью отменили (воспоминания Валентина Трыкова)».

«29 октября были предоставлены подводы и, усадив тепло одетых детей (на спинках под пальто у них были подушечка и смена белья - это на случай, если разбомбят вещи), тронулись в пусть к пристани Волга за 40 километров. Ехали под бомбежками».

«Ночь. Пароходы загружали до отказа. Вместо 250 пассажиров - 1000, да еще багаж».

«Следующей памятной вехой нашего плавания были шлюзы в Рыбинске. В тот момент, когда мы зашли в шлюз и разглядывали его стены, начался налет немецких самолетов. Шлюзы ощетинились зенитным огнем пулеметов и орудий. Это была наша последняя встреча с немецкими самолетами, которая и на этот раз закончилась для нас благополучно».

«Ехали прекрасными водами Волги. Вынужденное туристское путешествие. Вот прекрасное сооружение Волгостроя, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Горький и другие города. Волга, русская река, полна историей. Мы интересуемся всем и рассказываем детям. Изучаем географию и историю на практике. У нас начинается новая история».
Made on
Tilda