Николай Шилов: Рецепт успеха - честность!
1 августа свое 75-летие встретит Николай Дмитриевич Шилов, генеральный директор переславского АО «3авод ЛИТ», многократно признававшегося «Лучшим промышленным предприятием» региона. Накануне мы взяли у юбиляра интервью
В кругу семьи.
- Николай Дмитриевич, сейчас в российской экономике не самая простая ситуация. Как работает в нынешних условиях завод?

- У нас все в порядке. Несмотря на рост цен на сырье, объем выпуска продукции в этом году в физическом выражении на заводе вырос на 20 процентов. Хотя, на наш взгляд, государству следовало бы принять меры, для того чтобы обеспечить внутренний рынок сырьем и материалами по приемлемым ценам, учитывая покупательскую способность населения России, а не задирать цены на металл, дерево и полимеры в 2-3 раза в течение одного года. Инструменты для этого есть - введение таможенных пошлин для экспортеров, лишение возврата НДС, обязательная продажа части вырученной валюты государству.

- Николай Дмитриевич, расскажите, как вы выбрали профессию.

- Я окончил школу в те времена, когда в Ярославле было только три вуза: политехнический институт, педагогический и медицинский. При этом сам Ярославль считался - да и был! - городом химиков и моторостроителей. В общем, большой конкурс был именно в политех, парни рвались именно туда. Решил поступать на механический факультет, чтобы учиться в группе ДВС (двигатели внутреннего сгорания). Но не поступил, поскольку оказалось, что шансы на это есть только у абитуриентов с Ярославского моторного завода, но никак не у школьников. Поняв эту систему, я пошел работать на шинный завод и через год поступил в институт. Рассчитывал на то, что после вуза вернусь на ЯШЗ. Но, поскольку был молод, здоров, холост и окончил военную кафедру, то после получения диплома был отправлен в армию. Уже лейтенантом. Служил в Карелии, в нормальной строевой части. С одной стороны - Норвегия, с другой - Финляндия. А у нас учения: три месяца летом и три месяца зимой…

За два года так втянулся в службу и привык к армии, что написал рапорт о зачислении в академию. Тем более проучиться там мне нужно было лишь два курса, 4-й и 5-й, поскольку за плечами уже было высшее гражданское и среднее военное образование. Но… вмешалась судьба. Из-за полученной травмы военная карьера быстро закончилась.

Потом вернулся в Ярославль и пришел работать на ЯШЗ. Мне предложили работать мастером смены за 120 рублей в месяц и жить в общежитии. После офицерских 300 рублей это, конечно, не порадовало. Как раз в это время в Переславле начали строить химзавод, и я сначала устроился конструктором в конструкторский отдел, а через пару лет ушел на производство. Работал начальником участка литья пластмасс, заместителем и начальником цеха.

- Люди постарше еще помнят магнитофонную ленту из Переславля. Вы выпускали и ее?

- В то время руководил этим производством, которое занимало половину «Славича» - 6 корпусов. Это были мой любимый цех и лучшие молодые годы. Но мы выпускали не только бытовую ленту. Была лента для вычислительной техники, для «черных ящиков» самолетов… Я собрал в цехе магнитных лент сильную исследовательскую группу, у нас было хорошее испытательное оборудование, мы шли впереди таких советских флагманов, как ныне уже не существующая «Свема» в украинской Шостке и «Тасма» в Казани. Мы, переславцы, лидировали и по качеству выпускаемой продукции, и по новым разработкам.

- Вы дошли на «Славиче» до поста главного инженера, а затем вас направили директором на нынешний «Завод ЛИТ» - тогда это был опытный завод головного НИИ, руководство которого было в Москве… Расскажите, как в советские времена строилась подготовка кадров?

- В те годы существовала четкая система. Во-первых, чтобы строить карьеру, ты должен был получить высшее образование по специальности. Во-вторых, поначалу тебя поставят не более чем мастером смены или инженером в отдел. А дальше ты должен пройти все ступеньки, изучая производственный процесс и практику управления, работу с людьми. Все поэтапно: мастер смены, начальник участка, начальник цеха… Из нас, молодых начальников цехов, формировали кадровый резерв для замещения вакантных должностей главных инженеров и директоров предприятий. Мы проходили двухгодичные обучающие курсы с отрывом от производства, а информация о нас накапливалась в управлении делами министерства. Все давали подписку о том, что по его приказу готовы ехать на работу в любую точку на карте. Не пройдя такой учебы, невозможно было рассчитывать на то, что ты станешь руководителем предприятия первой категории. Считалось, что директор по возможности должен знать все: и производство, и экономику.

- Сейчас многое изменилось, зачастую предприятиями руководят люди, например, с экономическим или юридическим образованием, ранее не имевшие отношения к определенной отрасли…

- Очень часто это беда и для них самих, и для их коллективов, и для предприятий. Я считаю, что директор должен досконально знать технологию своего производства. В этом случае его невозможно обмануть, ввести в заблуждение, он избежит просчетов.

- В постперестроечные годы многие предприятия прекратили свое существование или были поглощены. Как вам удалось сохранить и развить завод?

- Лучший рецепт - быть законопослушным и работать честно. Никакого «черного нала» и двойной бухгалтерии, ни в коем случае не влезать в задолженность по налогам и заработной плате. Не давать взяток! Мы всегда так действовали и проблем не было. Просто придраться не к чему. И если коллектив нацелен на выполнение задач, то он свернет горы. Наш коллектив стабилен, а работа в основном строится на доверии. Если не доверять коллегам, не давать им возможности реализоваться, то и работать невозможно. Сохранили отработанную за десятилетия структуру советского завода с его вертикалью власти и четкими зонами ответственности каждого из руководителей: главного инженера, главного бухгалтера и т.д. Мы не выделяли «непрофильные» активы, ничего не переводили на аутсорсинг, и на заводе по-прежнему есть все: сами проектируем, сами строим, сами ремонтируем, у нас свой транспорт, свой ремонтно-механический цех и другие подразделения. В итоге мы ни от кого не зависим, уверены в качестве и сроках выполнения работ, экономим средства. Именно это позволило нам успешно провести модернизацию предприятия.

- Вы много работаете. Остается ли время на личное время, хобби?

- Когда живешь в своем доме, приходится постоянно что-то ремонтировать, обустраивать. Летом - косить траву, зимой - убирать снег… Занятий хватает. А хобби… У меня с детства сохранилась любовь к двигателям внутреннего сгорания. Техники дома довольно много, я ею и занимаюсь. И, кстати, приучаю к «мужским» интересам своих внучек.

- В вашей жизни были поступки, которые вы считаете правильными?

- Пока были живы мои родители, я постоянно им помогал. Они жили в деревне, держали корову. Значит, нужно было приехать, вскопать огород, накосить сена, напилить и наколоть дров… Я это делал, для меня не существовало в отпуске курортов и санаториев. И поступал правильно. Своих близких нужно ценить и беречь!

- В юбилейный день вы наверняка услышите много добрых слов. А чего бы вы сами пожелали коллегам?

- Конечно, здоровья и благополучия. Нужно уметь радоваться каждому дню своей жизни и никогда не впадать в уныние!

Справка

Николай Дмитриевич Шилов родился 1 августа 1946 года в деревне Слободка Переславского района. В 1969 году окончил Ярославский технологический институт по специальности «инженер-технолог». Свою трудовую деятельность начал в 1963 году учеником токаря Ярославского шинного завода. После окончания института служил в рядах Советской армии. С 1971 года работал на Переславском химическом заводе инженером-конструктором, руководителем технологической группы ПКБ, начальником участка по переработке пластмасс, заместителем начальника по технологической части производства магнитных лент, начальником цеха изготовления магнитных лент, главным инженером объединения, начальником производства №1 ПО «Славич». В 1987 году Шилов был назначен директором опытного завода, впоследствии - АО «Завод ЛИТ». Под его руководством предприятие стало лидером в производстве энергосберегающих материалов для строительного комплекса России.
Made on
Tilda