Музей колоколов в Тутаеве, на патриархальной, почти не тронутой современной застройкой левобережной Романовской стороне, действительно уникальный.
Для экскурсовода Александра Михайлова каждый колокол - как родной.
Не слишком известный, открытый летом 2019 года при колокольном заводе «Италмас», он по-настоящему очаровывает и затягивает, с первого взгляда, с первого посещения! И экскурсия для нашей газеты по залам музея оказалась такой же - особенной, очень душевной.

- Есть у нас добрая традиция - каждую экскурсию встречать звоном вот этого колокола, церковного, на нашем заводе отлитого, - улыбается экскурсовод Александр Михайлов, он же автор экспозиции. - Традиция спонтанно возникла, в те моменты, когда приезжает большой автобус с детьми, а учительница никак не может их успокоить. А от нашего колокольного звона школьники сразу замолкают, строятся и готовы внимать экскурсоводу!

Нас сразу встречает настоящая реликвия - большой 800-килограммовый церковный колокол, отлитый в 1820 году на заводе Ильи Ефимовича Астраханцева, что работал в Казани. Это самый тяжелый экспонат из всех своих собратьев, представленных в музее. И если сложить вес всех музейных колоколов, то получится более 5 тонн! Недаром коллекция в музее Романов-Борисоглебска заслуженно считается одной из самых богатых в России музейных коллекций произведений колокольного искусства.

- Элементы колокола сообразны элементам человеческого тела, - увлеченно рассказывает Александр Владимирович. - И это отчасти объясняет любовь русского народа к колоколам! Верхняя часть - это корона. Единственная, которая не влияет на звукообразование. Затем идет маточник - он как раз несет основную весовую, динамическую нагрузку. Затем идут площадка-сковорода, плечо, тулово, юбка, а на юбке самое толстое место - кольцо боя - кольцо звона. Именно сюда ударяет язык колокола. И, для того чтобы получить правильный, красивый звук, надо сделать так, чтобы язык ударял именно в это место. А самая кромка колокола, внутри которого находится язык, так и называется - губа.

Первый зал знакомит посетителя с историей колокола в странах Востока, Западной Европы, с византийским билом, колоколами Древней Руси.

- Самый старый наш экспонат датирован 1640 годом, он приехал сюда из Голландии, - рассказывает и показывает наш гид. - А этот - традиционный колокол готического профиля, он датирован 1840 годом. Европейский колокол в отличие от русского имеет более резкое звучание, но именно из Европы сначала пришел в наши края европейский способ звона - когда раскачивается весь колокол целиком. Однако затем русские звонари пошли своим путем, и то вековое русское искусство колокольного звона, которым мы богаты, оно тоже уникально, это настоящее наше народное достояние! А все потому, что раскачать целиком огромные, тяжелые колокола можно было только усилиями десятков звонарей. И уже в XVII веке на Руси придумали звонить с помощью языка, чтобы не раскачивать весь колокол.

Знаете ли вы, что…
Выражение «хорошо подвешен язык» о красноречивом человеке пошло именно от колокололитейного производства. Если колокол звонит правильно - так, как надо, значит, металлический язык внутри него действительно хорошо подвешен!


Тогда же, в XVII веке, отечественные литейщики создали тот самый, знаменитый на весь мир русский профиль колокола с его глубоким, мягким, обертональным звучанием, которого больше не было нигде на Земле. Основа русского звона - не возможность исполнять конкретные мелодии, а ритм огромного, тяжелого колокола, когда гигантский язык, как метроном, четко отсчитывает определенное количество ударов.

Здесь же, в первом зале, представлены и фотографии самых знаменитых колоколов России. В эпоху подъема русской экономики, начиная со второй половины XIX - начала XX века в России колокололитейные заводы также процветали. И в нашем музее настоящим украшением экспозиции стала знаменитая продукция десяти таких предприятий. Среди них - колокола московских заводов Финляндского и Самгина, завода Оловянишниковых в Ярославле, Лаврова в Гатчине, Николая Бакулева в городе Слободском Вятской губернии, Серапиона Забенкина в Костроме, братьев Гудковых в Саратове, Алексея Бурцева в Ростове-на-Дону, Ильи Астраханцева из Казани и колокола малоизвестного мастера из Вологды Макара Лебединова. Есть экспозиция, посвященная колокольным языкам, где представлены кованые изделия XIX - начала XX века.

В первом зале кроме церковных также можно увидеть сигнальные колокола. И услышать звучание дверного, корабельного, коридорного, железнодорожного и пожарного колоколов. Отдельно показано применение ямщицких дужных колокольчиков и бубенцов, и с помощью специального устройства с дугой конской упряжи можно услышать их звучание.

Рассказ экскурсовода не только очень интересен, он изобилует всевозможными подробностями, например, о том, какие прозвища русский народ дал ямщицким бубенцам.

- Самый большой бубенец под дугой назывался «мужик», - улыбается Александр Михайлов. - А тот, что поменьше, - «баба». И звон бубенцов на протяжении бесконечной дороги напоминал диалог мужика и бабы, которые ни о чем не могут договориться!

Второй зал музея - это уже не только сами колокола, но также звонницы и колокольни, их история. Здесь можно узнать, например, как доставлялись тяжелые колокола от завода до церковной колокольни и как они поднимались на ярус звона. И рядом - двадцать три церковных колокола XVII - начала XX века весом от 16 до 340 килограммов. В этом же зале показаны исторические фотографии и графические изображения колоколен Романов-Борисоглебска. И все это украшается глубоким и мягким, с теми самыми богатыми обертонами колокольным звоном - это лучшее сопровождение рассказа об истории русского колокололитейного искусства.

Отдельная часть экспозиции показывает события советского периода, безусловно, трагичного для колокольного дела в России. Здесь представлены фотографии конца 1920-1940-х годов, сделанные в разных регионах Советского Союза, где показано, как уничтожались и гибли церковные колокола, взрывались колокольни в антирелигиозном угаре советской власти. Иллюстрацией этих событий служит инсталляция в виде разрушенной колокольни с поверженными разбитыми колоколами разного размера.

- Вы можете видеть колокол со сквозными пулевыми отверстиями, - обращает внимание Александр Михайлов. - В своем дневнике писатель Михаил Пришвин рассказывает, как он был свидетелем уничтожения больших колоколов Троице-Сергиевой Лавры в конце 20-х начале 30-х годов XX века. В 1929 году была объявлена первая «безбожная пятилетка». И если до революции на русских колокольнях находилось до 240 тысяч тонн колоколов, то до наших дней сохранилось не более одного процента от того общего количества.

Неудивительно, что возрождение церковной жизни в России, повсеместное восстановление разрушенных и строительство новых храмов в конце прошлого века привело и к возрождению колокололитейного мастерства. Экспозиция третьего зала как раз посвящена возвращению забытых традиций литья колоколов в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Здесь представлена информация о первых заводах этого периода, а также показано 13 колоколов весом от 5 до 240 килограммов разных производителей. Среди них - колокол из алюминиевого сплава и «пасхальный дар Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина Ивановской епархии», отлитый на Ивановском заводе тяжелого станкостроения.

Знаете ли вы, что…

Количество болезнетворных микробов в зоне звучания колокола заметно уменьшается - это доказано в ходе множества научных экспериментов.

Значительная часть экспозиции этого зала знакомит посетителя с историей Тутаевского колокололитейного завода «Италмас» и старинной технологией XVII века, исключительно применяемой на этом производстве, основанном Николаем Александровичем Шуваловым в 1992 году. Изготовление формы колокола производится по кружальным лекалам из глины с добавлением традиционных связующих наполнителей в виде льняных прядей, конского навоза и квасного сусла.

- Здесь представлены все этапы формовки колокола весом в 200 килограммов на примере составных частей настоящей формы: болвана, фальш-колокола, кожуха или рубашки и короны, - рассказывает наш экскурсовод. - В витринах зала можно ознакомиться с секретами изготовления форм и восковых моделей икон, орнаментов, шрифтов, применяемых при художественном оформлении колокола. Здесь же можно увидеть современный ассортимент завода «Италмас», представленный восковыми моделями выпускаемых колоколов весом от 3 килограммов до 5 тонн.

А еще в зале представлены модели современных памятников, формы для которых изготовили здесь, на тутаевском заводе. Например, модель памятника военным медикам, установленного в Рыбинске на территории больницы №1, где в годы Великой Отечественной войны размещались эвакогоспитали. Или памятник героям знаменитого фильма «Афоня», брат-близнец которого сейчас стоит на улице Нахимсона в Ярославле.

- Миссия нашего музея - сохранение культурных ценностей, которые могли исчезнуть навсегда, - рассказывает отец-основатель завода «Италмас» Николай Шувалов. - Идея создать именно музей пришла мне еще в начале девяностых, когда мы только начинали наше колокололитейное производство. К нам приезжали заказчики со всей страны, привозили старинные колокола в качестве образца, чтобы мы по их образу и подобию отлили новые для новых и возрождаемых храмов. И те самые колокола дали начало, составили основу нашей современной экспозиции. Специально для них мы восстановили, постепенно, шаг за шагом, разрушенное здание, и теперь там - наш музей колоколов. До сих пор люди привозят нам старинные колокола со всей России, просят принять экспонаты из Сербии, с Афона, из Израиля… Но пока их нельзя вывезти за границу. А для меня лично самые ценные - это колокола ярославского завода Оловянишниковых. Именно с них мы начинали наше производство, и до сих пор необычайно привлекателен для меня их внешний вид и звучание.

… А после экскурсии можно позвонить в колокола на звоннице. И это необыкновенно радостно как для детей, так и для взрослых!
Made on
Tilda