Лучший город страны
«Причудливо тасуется колода», - сказал персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Как иначе объяснить, что столица Золотого кольца оказалась теснейшим образом связана с российским и мировым кинематографом
Знаменитый памятник Афоне и его другу в Ярославле.
Типичный ярославец – Афоня

- Ярославль - самый лучший город в России, - признался замечательный артист Леонид Куравлев, приехав в 2013 году на мероприятия, посвященные 40-летию кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Девятый день нет с нами одного из величайших киноартистов современности - Леонида Куравлева, но два фильма навсегда связали его имя со столицей Золотого кольца. Причем один из них - кинокомедия Георгия Данелии «Афоня» (1975) - был воплощен в арт-объекте. К тысячелетию Ярославля в 2010 году, в год 35-летия со дня выхода на экраны фильма про обаятельного и непутевого сантехника, в областном центре на Революционном проезде, 21а, был открыт памятник Афанасию Борщову и Коле-штукатуру.

Выбор оказался не случайным. В канун тысячелетия областного центра его жителям предложили назвать героя, который, по их мнению, больше всего похож на типичного ярославца. Афоня был включен в список, потому что в 1974 году в Ярославле Георгий Данелия снял свою ставшую культовой киноленту. Автором арт-объекта является ярославский скульптор Алексей Коршунов. Фотографии готовой композиции отправили на согласование Леониду Куравлеву, он одобрил работу и приехал на открытие. По слухам, артист сожалел только о том, что рядом с Афоней не оказалась беззаветно влюбленная в него Катя. Артист оставил автограф на страницах газеты, и сегодня находящейся на стенде позади памятника. В день смерти Леонида Куравлева, 30 января этого года, ярославцы возлагали цветы к композиции. А буквально на днях жители областного центра выступили с инициативой назвать улицу, где находится памятник Афоне и Коле-штукатуру, именем Леонида Вячеславовича Куравлева, великого российского артиста. Таким образом, Ярославская область навсегда стала связана с классикой советского и русского кинематографа.

Это не Рио-де-Жанейро

Экскурсия по арт-объектам столицы Золотого кольца, связанным с кинематографом, продолжается в Рыбинске. В прошлом году здесь к 950-летию города и 50-летию создания Леонидом Гайдаем картины «Двенадцать стульев» был открыт памятник героям кинокомедии.

- В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.

- Дядя! - весело кричал он. - Дай десять копеек!

Именно эту сцену выбрали рыбинцы в ходе голосования в соцсетях. Его инициировал бывший тогда мэром города Денис Добряков. Вначале жители отнеслись к предложению как к розыгрышу, ведь оно появилось 1 апреля. Однако впоследствии провели активное голосование и выбрали начальную сцену из фильма. Над созданием композиции трудился большой коллектив: скульпторы, проектировщики, литейщики, водители. Руководил творческим процессом Александр Прохоров - архитектор, скульптор, руководитель московской «Арт-студии», которая сотрудничает с музеями Московского Кремля, краеведческими музеями городов Золотого кольца России, ФГУП «Оружейная палата Московского Кремля». Арт-объект установлен на Купеческом спуске, в начале улицы Стоялой, где и снималась сцена из кинокомедии. В торжественном событии приняли участие глава Рыбинска Денис Добряков, автор композиции - московский архитектор Александр Прохоров, жители и гости города.

- Это не памятник великому человеку нашего города, но яркий эпизод из жизни Рыбинска. Остап, добро пожаловать в Рыбинск, - говорил Денис Добряков на открытии скульптуры.

Фактом является то, что именно Рыбинск связывает Ярославскую область с мировым кинематографом. Нельзя забывать, что Голливуд своими корнями уходит в нашу губернию. В начале прошлого века жители Рыбинска, братья Шенки, переехали в Соединенные Штаты Америки. Джозеф Шенк стал соучредителем фирмы «Метро-Голдвин-Майер», а также основателем и президентом компании «ХХ век-Фокс». А его брат Николас Шенк являлся совладельцем и президентом фирмы «Метро-Голдвин-Майер». А с них начался Голливуд.

Сто лет ярославского кинематографа

Да, в столице Золотого кольца сегодня всего два арт-объекта, посвященных советскому и российскому кинематографу. Однако, учитывая популярность у кинематографистов городов, сел и других населенных пунктов Ярославской области, есть надежда, что их будет появляться все больше. На нашей прекрасной древней ярославской земле практически ежегодно снимаются фильмы и сериалы. Судите сами.

Одна из наиболее обсуждаемых картин последних лет «Аритмия» (2017) была почти полностью снята в Ярославле. Жители города узнают в фильме центр, дворы Дзержинского района, больницу на Суздальском шоссе и промзону недалеко от больницы им. Н.В. Соловьева. Сериал «Мятеж», повествующий о событиях 1918 года и фильм «Свидетельство о рождении» режиссера-постановщика Елены Цыплаковой вышли на экраны в 2018 году. В 2019 году в сериале «Куба. Личное дело» Ярославль выступил в роли города Среднереченска, а артисты театра им. Ф.Г. Волкова сыграли небольшие, но яркие роли. Столица Золотого кольца выступает ярким, прекрасным фоном для интригующего сюжета. Очень интересна работа оператора. Необычны и прекрасны кадры, снятые с помощью квадрокоптера. Месяц назад появилась информация, что в Ярославле снимается фильм «Доктор Х и его дети». В главной роли выступает руководитель театра им. Волкова Сергей Пускепалис.

Началась кинематографическая история нашего региона более ста лет назад. Первый российский кинофильм, «Драма на Волге» (1910), был снят в Ярославле и положил начало жанру психологического триллера. В начале прошлого века большой интерес к кинематографу проявил житель Ярославля, владелец колбасного завода, рыбокоптильни и гастрономических магазинов Г.И. Либкен. Дошло до того, что он в собственном доме, расположенном на улице Власьевской (сегодня - улица Свободы), открыл кинотеатр. Кроме того, показывал киноленты в специальных балаганах на Сенной площади (площадь Труда). А впоследствии организовал одну из первых российских кинофабрик - Ярославскую студию Либкена и сам стал снимать фильмы.

Все эти и многие другие факты могут и, по-моему, должны стать знаковыми точками для организации интересных и познавательных туристических маршрутов и появления новых арт-объектов.
Made on
Tilda