Ростовский кремль раскрывает секреты
В Ростовском кремле для посетителей открылась новая выставка «Икона и народные промыслы». А десятки специалистов из России и Белоруссии провели конференцию «Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние».
Сейчас Конюшенный двор вновь оправдывает свое название, здесь разместилась удивительная коллекция колесных экипажей и саней.
Кто здесь побывал - всю Русь увидал!

Центром событий стал недавно реконструированный Конюшенный двор XIX века (единственный из сохранившихся в России!), находящийся через дорогу от стен Ростовского кремля.

- Мы впервые в таком формате - совмещение выставки уникальных экспонатов и представительной научной конференции - подняли вопрос о взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга декоративного искусства и канонов иконописи, - говорит Александр Морозов, кандидат исторических наук, заместитель директора Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» по научной работе. - На конференции представлено 47 докладов, с которыми выступили историки и искусствоведы, культурологи. Все они будут изданы отдельным сборником. Наши коллеги представляют, в частности, университеты, государственные и частные музеи, фонды и коллекции. Географический охват - от Сибири до ближнего зарубежья.

Подготовка к конференции велась с осени прошлого года, она вошла в серию проектов Ферапонтовского общества сохранения и изучения памятников древнерусского искусства и приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В Ростовском кремле нацелены на то, чтобы конференция здесь стала ежегодной - не случайно ведь древнейший город Руси считается ее духовным центром, столицей!

Похоже, организаторы приятно удивили гостей.

- Я впервые приехала в Ростов Великий, и первое ощущение - здесь очень красиво, уютно и комфортно. Что касается конференции, то радуют доброжелательная атмосфера и при этом высокий уровень докладов, - рассказала нам Ольга Афанасьева, представившая на форуме Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова (Белоруссия). - Прекрасно, что создана замечательная среда для общения, здесь много специалистов, обладающих уникальными знаниями и готовых делиться ими с коллегами. Очень важно и то, что в ходе конференции происходят взаимные консультации, появляются новые профессиональные контакты, возникают или укрепляются товарищеские отношения.

В своем музее Ольга Афанасьева - хранительница коллекции старообрядческой православной иконописи, поскольку в XVII - XVIII веках Ветка - один из самых крупных духовных центров старообрядчества, где сложилась своя яркая и разнообразная иконописная школа, особая культура. Кстати, Ветку (тогда это было Великое княжество Литовское) основали староверы, бежавшие из Москвы, из центральной России. А епископа староверов, беглого киевского монаха, сосланного в Соловецкий монастырь, единоверцы сумели по пути то ли отбить, то ли выкупить у сопровождавших его солдат, и произошло это в Ярославском уезде. Вот такие затейливые «узоры» рисует сама наша история!

И для туриста, и для ученого

Открывшаяся в Конюшенном дворе выставка «Икона и народные промыслы» даже обычному туристу наглядно демонстрирует связь между традиционными народными промыслами и русской иконописью. Здесь можно увидеть прялки, санки, посуду, шкатулки и прочую домашнюю утварь, а рядом - иконы. И воочию убедиться, как переливаются между ними техники, излюбленные мастерами сочетания цветов, мотивы… Палех, Мстера, Холуй, Гжель, Хохлома, Жостово, Павловский Посад, Абрамцево, Талашкино, Городец, Семенов, Сергиев Посад, Гуслицы - везде свой уникальный стиль, яркой нитью вплетающийся в роскошную ткань общей русской культуры! Да что говорить, ведь и всем известная ростовская финифть началась с изготовления предметов церковного обихода.

- На наш взгляд, выставка уникальна, поскольку представляет и научный интерес. Сравнивая экспонаты, порой сложно понять, что же первично: влияние иконописных канонов или народных промыслов? Думаю, искусствоведы еще долго будут об этом спорить, а посетитель выставки ощутит невероятную синергию от взаимопроникновения этих традиций. Здесь представлено более 500 экспонатов (многие - впервые!), в подготовке экспозиции приняли участие многие известные коллекционеры России. Важно отметить, что во время проведения выставки для посетителей у нас запланированы мастер-классы по технологиям иконописи и народного декоративно-прикладного искусства. Их будут проводить и наши сотрудники, и представители наших партнеров. Конечно, особенно мы на них ждем молодежь и детей! - говорит директор ГМЗ «Ростовский кремль» Александр Филяев.

Организаторами выставки стали Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Музей народного искусства (Ростов Великий), музей «Невьянская икона» (Екатеринбург) и Ферапонтовское общество.

Из прошлого - в будущее!

Для нас неожиданным и прекрасным подарком стало приглашение директора ГМЗ «Ростовский кремль» Александра Филяева окунуться в обычную рабочую жизнь музея - посетить заседание реставрационного совета. Ведь каждый может увидеть экспонаты в экспозиции, а вот как их возрождают, сохраняют для будущих поколений? Это невероятно интересно!

Слово «реставрация» в переводе с латыни означает «восстановление». Говорят, что в русском языке его закрепил великий реставратор Гаспар Фоссати, который в первой половине XIX века работал и даже женился в России, а позже спас от разрушения собор Святой Софии в Константинополе.

На реставрационном совете реставраторы Ростовского кремля в день открытия выставки и конференции отчитывались друг перед другом о работе, выполненной за квартал. На столы были выложены старинные замки и поддужные колокольчики, ризы для икон, шитые бисером старинные дамские кошелечки и головные уборы, украшения, предметы из коллекций графики и живописи, документы... Реставраторы рассказывали коллегам о примененных технологиях, обменивались мнениями, предложениями и замечаниями, сравнивали полученные результаты с фотографиями предметов, сделанными до их реставрации, планировали новые задачи.

Наверное, старые мастера не поверили бы своим глазам, увидев, с какой любовью, терпением, филигранным искусством и владением самыми современными технологиями их потомки возвращают к жизни их изделия, как обращают время вспять, сохраняя свидетельства русской истории и культуры!

Ну, а мы, отметив, как увлеченно общаются между собой музейщики, поинтересовались, какие впечатления от работы в Ростовском кремле получает директор музея, возглавивший его год назад.

- До этого долгое время я занимался реставрацией памятников культурного наследия. В этой сфере и в реставрации музейных предметов существуют общие принципы, касающиеся обращения с камнем, металлами, деревом, тканями и другими материалами. Вдобавок, когда в 2018 году я возглавил работу департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, то стал нередко бывать в Ростове и в кремле, о проблемах их памятников знал не понаслышке. Помогает и базовое образование - художественная школа, а потом художественное училище и университет, Строгановка. Одним словом, работа реставраторов мне понятна и близка, мы разговариваем на одном языке, - пояснил Александр Филяев. - Больше новизны для меня было в научной деятельности музея, и я понял, что ее нужно усилить, упорядочить. Сейчас мы с коллегами разрабатываем стратегию развития ГМЗ «Ростовский кремль» по всем направлениям - формируем свое видение того, каким хотим видеть наш музей через 5-6 лет, планируем, как будем идти к своим целям. Радует, что в это активно включился коллектив - специалисты здесь великолепные, я восхищаюсь их знаниями, высочайшим профессионализмом и ревностным отношением к делу! Уверен, что каждый год гости Ростовского кремля вслед за нами будут узнавать много нового, получать яркие впечатления, заряжаясь красотой, позитивным восприятием мира и своего Отечества. Так что приезжайте - в Ростове вас ждут открытия!

Год спустя и на годы вперед

На наши вопросы ответил директор ГМЗ «Ростовский кремль» Александр Филяев.

- Александр Евгеньевич, туристы, посещающие Ростовский кремль, даже не подозревают, какое это большое и сложное хозяйство. К моменту вашего прихода на должность директора год назад многие здания находились на длительной реставрации или требовали серьезных работ. Конюшенный двор уже удалось ввести в эксплуатацию. Но остаются Самуилов корпус и водяная башня кремля, дома Шляковых, Копериных, Кекина, уникальная деревянная церковь XVII века Иоанна Богослова на Ишне... Как планируете справляться с таким объемом задач?

- Мы подготовили программу реставрационных работ на 2023-2025 годы. К сожалению, прежде такой единой программы реставрации объектов культурного наследия, находящихся в оперативном управлении музея, просто не существовало. Сумма получается немалая - почти 1,7 млрд рублей. Мы понимаем, что далеко не единственные у Министерства культуры, но надеемся, что на знаковые объекты средства будут выделены.

По сути, каждый такой проект - многоцелевой. Когда в конце прошлого года после реконструкции был введен в эксплуатацию Конюшенный двор, мы начали активно насыщать эти новые пространства выставками, экспозициями, мероприятиями. Планируем создать в Конюшенном дворе бук-кафе, где можно будет выпить чашечку кофе или чая, купить понравившуюся книгу. На улице собираемся создать летний кинотеатр с большим экраном.

Конечно, у Конюшенного двора есть и другие функции. В частности, там разместятся фондохранилища - сейчас мы доводим до нужных характеристик систему температурно-влажностного режима. Так нам удастся освободить уникальную церковь Григория Богослова, которая закрыта уже на протяжении сотни лет (сейчас в ней хранятся иконы). Планируем включить ее в маршрут для посетителей Ростовского кремля, а также провести реставрацию храма.

Схожие планы и относительно Княжьих теремов, Ионинской палаты и ряда других кремлевских помещений.

- Будем надеяться, что привлечению финансирования будет способствовать и ваш многолетний опыт работы в мэрии Москвы и правительстве Ярославской области. Правильно составлять и сопровождать прохождение документов в госструктурах - это ведь особая наука…

- Соглашусь, это процесс непростой, требующий внимания и практического опыта.

- То, что сделано с Конюшенным двором, - яркий пример того, как музей-заповедник выходит за кремлевские стены, расширяет свою инфраструктуру, дополняя возможности Ростова Великого. Как ваши планы развития будут соотноситься с перспективами предстоящей масштабной реконструкции города, с идеями его администрации, общественников, частных инвесторов, позицией властей региона?

- На самом деле все просто: Ростовский кремль - это большой музей в великом, но маленьком городе. По сути, мы являемся градоформирующим предприятием и понимаем, что должны быть одним из главных драйверов развития Ростова. Мы неотделимы друг от друга и крайне заинтересованы в совершенствовании городской инфраструктуры. Даже с точки зрения собственных доходов: развитие инфраструктуры сделает нас привлекательнее для посетителей, а самому Ростову позволит избавиться от образа «города одного дня», в который туристы приезжают лишь на несколько часов. Когда всем нам вместе удастся этого добиться - выигрыш будет общий.

Вы знаете, что сейчас активно ведутся работы по реконструкции и развитию исторической части Ростова Великого, мы вовлечены в этот процесс. В конце 2021 г. выпущено распоряжение администрации президента о формировании рабочей группы по созданию в Ростове культурно-исторического кластера. Группу возглавил Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, ее состав внушителен, а первое заседание прошло у нас в Белой палате Ростовского кремля. Уже сейчас в развитие инфраструктуры города, в его благоустройство из различных источников привлечено свыше 5 млрд рублей. Надеюсь, что и на этом процесс не остановится, а через 2-3 года гости просто не узнают Ростов, причем в самом лучшем смысле слова. Мы все стараемся, чтобы такие планы осуществлялись.

Справка

Александр Филяев в 2004-2006 гг. работал начальником управления координации и контроля за реализацией инвестиционных проектов департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. С 2006 по 2011 г. был заместителем председателя комитета департамента культурного наследия города Москвы. С 2011 по 2017 г. - на руководящих должностях в проектно-строительных и реставрационных компаниях. В 2018-2021 гг. занимал должность директора департамента охраны объектов культурного наследия правительства Ярославской области. На должность директора Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» был назначен 21 июня 2021 года.
Made on
Tilda