Уходящая красота
За больше чем тысячелетнюю историю наш край стал родиной многих традиций. В их числе - фарфоровое производство
В эпоху Кузнецова на фабрике стали выпускать изделия только из фарфора.
Фото ВК, «Товары из СССР»
От кирпича до фарфора

Ярославская губерния издавна славилась предприимчивыми людьми. В 1882-1883 годах купец и фаб-рикант Павел Андреевич Никитин вместе с партнером по бизнесу купцом Михаилом Ивановичем Карасевым из Гжели основали в селе Песочном Рыбинского уезда цех по выпуску кирпичей. В 1884 году была выпущена первая продукция с клеймом «Фабрика П.А. Никитина и К в Рыбинске». А через год фабрикант присоединил к основному производству линию по выпуску фаянса. Уже в первом полугодии было изготовлено 5 тысяч чашек, 15 тысяч чайников, 1000 блюдец, 500 единиц другой посуды. Для реализации товара хозяин мануфактуры открыл посудную лавку.

Однако в 1885 году на фабрике случился пожар. Владельцы дважды брали ссуды, но восстановить производство не смогли. В 1886 году Никитин продал производство вместе с посудной лавкой Василию Карякину и Гавриилу Рахманову. Они и стали хозяевами предприятия на следующие 8 лет.

Через год фабрика начала приносить новым хозяевам прибыль, росло число рабочих. В 1887 году в цехах трудилось 250 человек, а через три года - уже 350. Весной 1888 года завод расширился - к деревянным цехам добавились кирпичное помещение для паровой машины, склад готовых изделий, баня, жилье для мастеров и рабочих, кладовая, другие хозяйственные постройки. Осенью 1890 года продукция Торгового дома «Карякин и Рахманов» впервые была представлена на всероссийской выставке, проходившей в Казани, и сразу же получила серебряную медаль «За хорошее качество и выработку дешевых сортов фаянсовой посуды».

Эпоха Кузнецова

В 1894 году компаньоны продали фабрику со всеми постройками «Товариществу Кузнецова» за 57 тысяч рублей. Известный промышленник стал выпускать изделия только из фарфора. В ассортименте были изделия первой необходимости: сервизы, вазы, чайные чашки и блюдца, пиалы, чайники, а также статуэтки. Работали мастера из Гжели и Дулева, вся посуда расписывалась вручную. В оформлении продукции акцент делался на цветочные мотивы и восточные орнаменты. Дело в том, что большинство изделий фабрики села Песочного по Волге отправлялось в страны Юга и Востока. Яркие краски и выразительные рисунки привлекали внимание покупателей, поэтому ярославский фарфор был популярен. «Товарищество Кузнецова» процветало до Октябрьской революции 1917 года.

Символы эпохи в фарфоре

После революции и перехода власти к большевикам предприятие по выпуску фарфора не закрылось. Посуда нужна при любой власти. Фабрику в селе Песочном национализировали. Советский период в истории завода - это отклик на значимые события, происходившие в стране. В ранние годы СССР в ассортименте предприятия появились агитационные статуэтки. Они пропагандировали новое государство и его идеологию. Так, в коллекции 1937 года есть фигурки девушки за чтением газеты, юного добровольца на посту, играющих детей. В фарфоре тех лет показаны достижения Ивана Мичурина и Валерия Чкалова, трудовые подвиги крестьян, советские праздники, портреты вождей революции, значимые события. Например, мастер Александр Надулищев создал вазу с портретом Сталина. Предприятие ежедневно выпускало около 60 тысяч изделий.

В 1933 году заводу было присвоено название «Рыбинская фарфоровая фабрика им. 1 Мая». Впоследствии его сократили до привычного - Первомайский фарфоровый завод (ПФЗ).

Новаторы из Песочного

В 1936 году на Первомайском фарфоровом заводе была создана художественная лаборатория. Теперь в ассортименте появились уникальные изделия, выполненные знаменитыми художниками и скульпторами того времени. Каждый мастер живописи должен был ежемесячно создавать два эскиза декорирования продукции, а скульптор - одну модель малой пластики или форму посуды. В лаборатории разрабатывали рисунки, внедряли новые технологии, например, фотокерамику.

В разные годы здесь работали художники М.Ф. Паламарчук, И.И. Гончаренко, В.С. Губанов, Н.Г. Леонтьева, Н.Н. Ораевский, Л.М. Горбунова и Ю.Н. Горбунов, скульпторы В.А. Шестопалов, Ю.М. Львов, Л. Клименкова-Краузе, Н.А. Павловская, В. Маслов. Исследователи особо выделяют работы Дины Эммануиловны Клювгант. Она использовала разные приемы, в том числе дореволюционной рос-писи. В выполненном ею чайном сервизе «Сороки» кроющий красно-оранжевый фон контрастирует с зелеными и светло-желтыми растительными мотивами. А сервиз «Пионеры» (1945 г.) является примером неоклассицизма.

Ренессанс по-советски

В период после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов завод переживал свою эпоху Возрождения. В лучшие годы на предприятии работало до 2000 человек. Мастера выпускали новые изделия из фарфора. Покупателей радовали статуэтки героев произведений русских классиков и сказочных персонажей - Иванушка-дурачок, царевна и наливное яблочко, мачеха с волшебным зеркальцем и другие герои чудесных историй.

Накануне Олимпиады 1980 года в ассортименте Первомайского фарфорового завода появились фигурки спортсменов, которые пользовались большим спросом у покупателей. Большая часть ассортимента была ориентирована на восточный рынок. Роскошные сервизы, наборы пиал, чайники шли в Иран и Китай, торговые связи с ними сохранились еще со времен Кузнецова.

Фарфоровые статуэтки и декоративная посуда предприятия из села Песочного не раз получали престижные премии и награды на международных выставках. В XXI век Первомайский фарфоровый завод вошел с оборотом в 11 миллионов рублей, почти 70% его продукции экспортировалось в ближнее зарубежье.

Но наступил период упадка. В 2010 году штат насчитывал всего 400 работников. Весной 2012-го предприятие остановилось, а в 2013-м его официально объявили банкротом. Оборудование ликвидировали.

Тем не менее, несмотря на то что предприятия больше нет, память о нем и сами изделия живут, пользуются большим спросом у специалистов, антикваров и просто любителей прекрасного. Это дает надежду на то, что производство может возродиться и прекрасная традиция Первомайского фарфорового завода продолжится.
Made on
Tilda