Трамвайное движение в Ярославле реконструируют к юбилею
125-летие запуска первого трамвая в городе на Волге будет отмечаться 17 декабря 2025 года
Новые скоростные линии, современные комфортные вагоны и передовая система навигации - таков трамвай будущего.
Фото Правительство ЯО
Транспорт с преимуществами

Ярославский трамвай считается одним из самых первых в Российском государстве. Первые вагоны «Гербандт» с электрическими моторами «Валькер» появились на улицах города в 1990 году.

С самого рождения сеть трамвайных линий была довольно широка и охватывала значительную часть Ярославля, позволяя его жителям без труда попадать из одного района города в другой. Но и это еще не все преимущества, которые давал новый вид транспорта горожанам. Излишки электрической энергии, которую вырабатывала питательная (электрическая) станция, построенная для обеспечения трамвайного движения, направлялись на нужды города - для освещения улиц и домов.

Второй такой «трамвайный бум» произошел в Ярославле только многие-многие годы спустя - с середины 1970-х до конца 1980-х. К 1985 году в городе действовало 9 маршрутов. Постоянно обновлялся трамвайный парк, причем так часто, что вагоны не успевали выработать весь ресурс.

К сожалению, подъем этот сохранялся недолго. Постепенно линии стали сокращаться, а трамвайное движение - выводиться из центральной части города. Сегодня, как вы знаете, в Ярославле действуют четыре маршрута: №1 (улица Свердлова - улица Чкалова), №5 (Больница №9 - улица Чкалова), №6 (моторный завод - улица Блюхера) и №7 (улица Волгоградская - улица Свердлова).

Закроют на год

Вряд ли кто-то будет спорить, что современный городской общественный транспорт должен обеспечивать жителям скорость и безопасность движения, доступность и комфорт. Он должен быть вместительным, экономичным и экологичным. Но, к сожалению, сегодня ярославский трамвай этим требованиям не соответствует.

- Сейчас трамвайные пути в Ярославле изношены более чем на 60%, а трамваи - на все 100%. Инженеры установили, что без закрытия трамвайного движения реконструкция путей невозможна. Поэтому закрываем сообщение на год с 1 августа. Но люди должны быть обеспечены нормальным транспортом. Поэтому планируем пустить дополнительные автобусы и частично изменить существующие маршруты, - отметил губернатор области Михаил Евраев в своем аккаунте в социальных сетях. - В результате модернизации к 125-летию трамвайного движения в Ярославле мы обновим более 45 километров путей, создадим новую систему электроснабжения, реконструируем два путепровода и трамвайное депо. На маршруты выйдут 47 новых трамваев. В итоге мы получим современное трамвайное движение, и это будет большой шаг в развитии Ярославля.

В связи с модернизацией путей движение трамваев в Ярославле будет временно остановлено с 1 августа на период проведения работ. Временное закрытие трамвайного движения необходимо с учетом технического состояния двух путепроводов, которые требуют реконструкции. Оба сооружения - через Республиканский проезд у ЯМЗ и через железнодорожные пути и в районе улицы Выставочной - построены в 1979 году и находятся в эксплуатации порядка 45 лет.

- Изначально на период работ планировалось организовать реверсивное движение. Однако при оценке технического состояния путепроводов в 2024 году установлено, что при устройстве нового, современного мостового полотна путепроводы не способны обеспечить безопасное движение трамваев в реверсивном режиме с учетом имеющихся нагрузок, - рассказал генеральный директор ООО «Мовиста регионы Ярославль» Павел Копырин. - На двух путепроводах выявлен 50-процентный дефицит несущей способности ригелей промежуточных опор, 60% пролетных строений имеют провис несущих балок. Путепровод через Республиканский проезд расположен над электрифицированной железной дорогой, и в процессе его реконструкции потребуется повышенный контроль за соблюдением техники безопасности.

На линии выйдут автобусы и электробусы

В настоящее время состояние трамвайной сети в областном центре не отвечает современным требованиям. Только в первом квартале 2024 года зафиксировано порядка двух десятков сходов трамваев с рельсов из-за состояния путей и обрыва контактной сети.

- Конечно, хотелось бы сделать все поэтапно, но технически ситуация такова, что организация реверсивного движения по путепроводам попросту небезопасна. Поэтому приняли решение закрывать трамвайное движение и вести работы сразу на всех участках сети. При этом прорабатывается вопрос организации пассажирских перевозок с привлечением альтернативных видов транспорта. Уже определены дополнительные автобусные маршруты и изменения в существующих, - пояснил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев. - Планируется открыть дополнительные автобусные маршруты от улицы Чкалова до центра города и улицы Бабича, внести изменения в схему движения маршрута электробуса №50 с учетом следования через улицу Труфанова. Будем учитывать предложения жителей.

Прорабатываются варианты сохранения коллектива трамвайного парка АО «ЯрГЭТ». Сотрудникам предприятия предлагают альтернативные варианты трудоустройства с прохождением обучения, а также возможность возвращения их на прежнее место работы по окончании ремонта трамвайных путей.

- Всем сотрудникам будет предложена возможность переобучения на водителей троллейбусов, электробусов, автобусов. Техническому и другому персоналу также будут предложены варианты. Мы не хотим терять профессионалов, поэтому будем работать с каждым индивидуально, уделим каждому максимум внимания и времени, - заявил директор АО «ЯрГЭТ» Денис Пырлог.

Справка

Строительство трамвайных путей уже началось в Дзержинском районе Ярославля. Работы проходят на участке от Ленинградского проспекта до разворотного кольца на улице Блюхера.

В целом по итогам модернизации трамвайного движения в 2025 году в Ярославле будет обновлено 45,3 километра путей, создана новая система электроснабжения, реконструированы два путепровода и трамвайное депо. На маршруты выйдут 47 односекционных низкопольных трамваев.

Обновленная в рамках концессионного соглашения трамвайная сеть будет иметь 20-летнюю гарантию.
Made on
Tilda